Суд удовлетворил требование юриста Бюро "Юристов&ЭкспертовЪ" в интересах одного из клиентов компании, пострадавшего в ДТП, и взыскал с виновницы ДТП более 38000 рублей - разницу между суммой выплаченного страховой компанией возмещения и стоимостью ремонта автомобиля в автосервисе (причем без учета износа запчастей).
Это стало возможным благодаря произошедшим в 2016-2017 г.г. изменениям в практике рассмотрения подобных дел.
В соответствии с законом виновник ДТП обязан возместить потерпевшему возникшие в связи с этим убытки. Тот же закон под убытками понимает расходы, которые потерпевший понес или неизбежно понесет при восстановлении своего имущества.
Такое понятие убытков долгое время (еще даже до введения ОСАГО-обязательного страхования ответственности автовладельцев) позволяло судам при расчете размера ущерба уменьшать стоимость необходимого ремонта исходя из степени износа автомобиля. Предполагалось, что восстановлением имущества следует считать восстановление его до того состояния, в котором оно находилось до повреждения. Следовательно, замена у подержанного авто деталей на новые трактовалась уже как улучшение автомобиля - ведь поврежденная деталь была не новой. Но если до введения ОСАГО однообразия в этом вопросе не было, то после его введения на этот счет остались только теоретические споры, т.к. в этом законе и соответствующих ему методиках расчета ущерба было прямо предписано при выплате страхового возмещения учитывать износ заменяемых деталей. На практике существовало даже разъяснение Верховного суда, который и утвердил, что восстановление имущества - это замена старого на старое, а не старого на новое. И не важно, что потерпевший реально может приобрести только новую деталь (особенно с учетом требований безопасности), а если бы не ДТП, в котором он вроде бы не виноват, то никаких расходов ему нести бы и не пришлось. Стоит отметить, что этот подход распространился на возмещение любого вреда, а не только вреда от ДТП.
Первые признаки изменения появились в 2015 г., когда после масштабных изменений Гражданского кодекса РФ Верховный суд РФ все же уточнил, что при определении размера убытков износ учитываться не должен, если только это прямо не предусмотрено законом.
Однако случаев ДТП это не коснулось - ведь есть закон, который предусматривает учет износа. И не важно, что этот закон касается только страховых выплат, которые далеко не всегда покрывают ущерб даже с учетом износа запчастей.
И вот в 2017 г. уже Конституционный суд Р Ф принял постановление, в котором признал сложившуюся судебную практику неконституционной и указал, что правила ОСАГО применимы только к отношениям потерпевшего и страховой компании, а не потерпевшего и виновника, а поскольку согласно Гражданскому кодексу РФ в случае, если выплаченного возмещения недостаточно, разницу выплачивает виновник, то потерпевший вправе требовать от виновника компенсации ущерба в полном объеме, в т.ч. без учета износа заменяемых деталей.
Между тем абсолютно новых машин на дорогах не так и много. Даже годовалая машина уже имеет определенный износ. Получается, что если вы повредите такой автомобиль, то как ни крути потерпевший не получит от страховой компании полной компенсации. Ведь она по-прежнему вправе осуществлять выплату с учетом износа деталей. Поэтому потерпевший вправе уже с вас будет потребовать недостающую до ремонта разницу. Иными словами чем более старый автомобиль вы повредите, тем больше будет разница между выплаченным потерпевшему страховым возмещением и суммой, недостающей для ремонта с заменой запчастей на новые, которую, возможно, придется компенсировать вам.
Это конечно шутка, но в ДТП цельтесь лучше в новый автомобиль.