Успехом для клиентки Бюро "Юристов&ЭкспертовЪ" С. завершилось рассмотрение Тверским областным судом её спора с нанятым для строительства дома подрядчиком.
История началась весной 2019 г., когда С. решила построить на своем участке дом, чтобы переехать в него из квартиры.
Выбор подрядчиков был длительным. В итоге С. остановила выбор на рекомендованном знакомыми Ц., который ровно за 1000000 рублей, включая все материалы, обещал построить деревянный дом с частичной отделкой.
Ц. взялся за дело, то и дело требуя у С. денег. Надо сказать, что подписанный договор предусматривал только 300 тыс. аванса с выплатой оставшейся части после окончания всех работ. Однако идя навстречу пожеланиям Ц., С. уплатила ему 815 тыс.
Но и этого Ц. показалось мало и он попросил заплатить оставшиеся деньги. Тут то С. и сообщила, что заплатит остаток когда все будет построено, а построено на тот момент по её мнению было не более половины от задуманного.
В ответ на ультиматум Ц. бросил работу, а на требование вернуть деньги ответил отказом.
Изучение подписанного сторонами договора показало, что в нем практически не определен его предмет - то, что именно должен был сделать Ц. Не давала понимая этому и "смета", в которой все работы были названы тремя общими фразами типа "сантехнические работы". Какой-либо согласованный сторонами проект, как это водится в таких случаях, отсутствовал в принципе.
К сожалению, с такой недооценкой роли договора во взаимоотношениях приходится сталкиваться нередко. Многие граждане уверены, что достаточно подписать бумагу с названием "договор", не особо задумываясь о её содержании.
Между тем именно содержание, а не название, имеет значение.
Согласно закону договор считается заключенным, когда сторонами согласованы в нужной форме все существенные условия договора соответствующего вида. Для договора подряда такими существенными условиями является как раз определение видов и объемов подлежащих выполнению работ. Иными словами договор должен давать четкое представление о том что именно надлежат сделать подрядчику, включая конкретизацию строительных материалов (забегая вперед, например, отметим, что в перечне работ С. было указано "Монтаж лестницы". Однако лестница может быть деревянная, металлическая, бетонная....Деревом может быть лиственница, дуб, бук....Наконец лестница может быть на второй этаж, на улицу. в подвал....).
Именно это положение закона позволило Рамешковскому районному суду прийти к выводу, что поскольку из текста договора невозможно понять какие работы стороны согласовали, то заключенным его считать нельзя, ввиду чего в иске С. о взыскании с Ц. неотработанной части денег и стоимости работ по устранению дефектов суд отказал.
Здесь надо сказать, что в отличие от многих помимо договора с вышеуказанной "сметой" С. в свое время настояла на подписании Ц. перечня работ, который сама составила во время переговоров с Ц. Кроме того ею была нарисована план-схема предполагаемого дома.
До обращения в суд ею было организовано проведение строительной экспертизы, которая показала, что от этого списка и плана-схемы работы выполнены не более чем на 45%, а качество работ таково, что для устранения дефектов в этой выполненной части нужно еще 395 тыс. рублей.
В суде Ц. подтвердил согласование вышеуказанного плана-схемы и согласился с описанием С. содержания работ из составленного ею перечня.
Однако Рамешковский суд это не впечатлило.
Иного мнения оказался суд областной.
Дело в том, что в ст. 431 Гражданского кодекса РФ, определяющей правила толкования договора, говорится, что если значение слов и выражений в тексте договора не позволяют понять его содержание, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон. В своих разъяснениях Верховный суд РФ указывает, что признать договор незаключенным можно только если никакие способы толкования не помогли понять его содержания.
И эту часть ст. 431 ГК РФ суд первой инстанции фактически не применил. Как следует из вышесказанного, совокупность представленных в дело доказательств, в т.ч. заключение экспертизы с количественным выражением работ, позволяла понять о чем все-таки договорились стороны, а значит вывод о незаключенности договора между С. и Ц. является ошибочным.
Рассмотрев нашу апелляционную жалобу, областной суд согласился с её доводами, отменил решение Рамешковского районного суда и полностью удовлетворил требования С.
Мораль этого дела такова: будьте особенно внимательны при заключении договора.
Всех этих проблем с доказыванием наличия договора как такового можно было бы избежать, если воспользоваться помощью специалиста на стадии его подписания.
Подписать бумажку с названием "договор" недостаточно. Если бы не составленные С. перечни, ни нарисованная ею план-схема, не подтверждение Ц., что именно по этой схеме он и собирался строить и не согласие Ц. с тем что понималось под видами работ в этом самом перечне.... то суд первой инстанции оказался бы прав в выводе о незаключенности договора. А тогда..... Тогда С. пришлось бы оплачивать работы Ц. не по оговоренной цене, а по стоимости, определенной оценщиком, которая, к слову сказать, согласно экспертизе в 2-2,5 раза выше.
Хотя Рамешковский районный суд, отказывая в возврате вообще каких-либо денег, и это почему-то не учел....